Экологическая страница

Участник конкурса
«Современные технологии на службе природы»
Всероссийского детского экологического
форума «Зелёная планета 2013»
СИСТЕМА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

 ВОСПИТАНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ
I. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В соответствии с Проектом перспективного  развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся  навыков здорового образа жизни и экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
        В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
       Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, система экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Система экологического призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
II. Цель и задачи системы
Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
•    воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
•    формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
•    развитие таланта и способностей как особой ценности;
•    формирование здорового образа жизни учащихся.
III. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника , обладающего экологической культурой.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

IV.   Система  экологического воспитания
Система  экологического воспитания школьников  включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»


Младший школьник
(1–4 классы)
ДШО «Детство»
Подросток
(5–8 классы)
ДШО «СЛЕД»
Старшеклассник
(9–11 классы)
МООМ «ДОМ»
ЦЕЛЬВоспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности
ЗАДАЧИФормировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.
Общешкольные творческие дела
  • Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
  • Природоохранительные акции «Мой дом», «Помоги птицам», «Помоги бездомным животным», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон»
  • Тематические выставки «День птиц», «День воды», «День Земли»
  • Конкурс экологических сказок, плаката.
  • Конкурс агитбригад.
  • Слёт ДШО «СЛЕД», Родничок»
  • Всероссийский Урок экологии
Формы работы с классом

      
Общение с природой
Выезды на природу с маршрутными наблюдениями.  Исследования в Зимнем саду школы. Обследование флоры и фауны местной территории.
Опыты на базе зимнего сада.
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.
Экологический мониторинг. Выращивание на пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность.
Экологические игры
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.        
Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.
Экологические проекты
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы.
«Моя малая Родина»,
          

Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга области. Чистый двор. Школьный дворик.Экологический паспорт школы.  Экология водоёмов города. Разработка экологических троп.
Проблема воды города. Энергосбережение в школе.
Классные часы, беседы
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».      
«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Владимирской области области», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».
Деятельность ТГ«Детство»
  • Кружки «Цветы в моём доме» (на базе Зимнего сада школы), клуб«Эколог»,
    Группа «Зеленый патруль»(5-8 кл.)просветительская деятельность в микрорайоне, экскурсии по Зимнему саду школы, опытническая деятельность на пришкольном участке.
  • Научное общество учащихся «Эврика»9-11кл.»: «Эвристёнок» (3–4 классы)
  • Экологический зал: музейные уроки «Экология края», «Природоохранная деятельность нашей школы», «Памятники природы и его окрестностей» и др.; поисковая работа.
  • Художественно-эстетический зал: музыкально-познавательные программы «В мире животных», «Осенняя прогулка», «Весеннее настроение», «Цветочная фантазия», «Зимняя сказка» и др.
  • Видеолекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др.
  • Летний экологический практикум.
  • Экологическая экспедиция.
Работа
с семьей

  • Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
  • Экологические акции: «Чистый микрорайон», «Мой дом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».
Заповеди
Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.
Предполагаемый результат
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»
Младший школьник
(1–4 классы)
ДШО «Детство»
Подросток
(5–8 классы)
ДШО «СЛЕД»
Старшеклассник
(9–11 к
лассы)
МООМ «ДОМ»
ЦЕЛЬСохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
ЗАДАЧИНаучить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.         Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций
Общешкольные творческие дела
  • Спартакиада школьников. 
  • Дни здоровья.
  • Организация дежурства в классе и в школе.
  • Трудовые десанты.
  • Работа по благоустройству школы и ее территории.
  • Группа Наркопост.
Формы работы с классом
Ведение диагностических карт, дневники классных спортивных рекордов.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» «Безопасная школа»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».        
Психологические тренинги
 «Кто я, какой я?».
Спортивно-развлекательные игры.
Тренинги «Твой выбор».  Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.
Классные часы, беседы
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»        «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?
Деятельность ТГ«Детство»
  • Спортивные секции: баскетбол, ритмика, волейбол, легкая атлетика.
  • Кружки: Стрелковый, Основы туризма.
  • Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены», Урок успеха, Урок Интернет-безопасности
  • Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.
Работа
с семьей
  • Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
  • Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
  • Походы выходного дня.
Заповеди Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. 
Предполагаемый результатОсознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

Младший школьник
(1–4 классы)
ДШО «Детство»
Подросток
(5–8 классы)
ДШО «СЛЕД»
Старшеклассник
(9–11 классы)
МООМ «ДОМ»
ЦЕЛЬ
Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника
ЗАДАЧИ
Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.    ре.    
Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем ми Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».
Общешкольные творческие дела
  • Интеллектуальный марафон.
  • Предметные олимпиады. 
  • Смотр-конкурс экологической листовки.
  • Фестиваль детского творчества «Веснянка».
  • Деятельность органов детского самоуправления.
  • Литературная гостиная.
Формы работы с классом
Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Отряды милосердия.
Классные часы, беседы.
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».         

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Литературные гостиные. 
Деятельность ТГ«Детство»
  • Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров».
  • Музей  школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия  «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
  • Видеолекторий: познавательные программы , «На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.
  • Художественно-эстетический зал: музыкально-познавательные программы «Я помню вальса звук прелестный», «Творчество Моцарта», «И грянут трубы полковые», «И дум высокое стремленье» и др.
  • Научное общество учащихся «Эврика»: интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.
Работа
с семьей
  • Открытые занятия кружков и секций.
  • «Школьный день вместе».
  • Помощь в организации и проведении праздников.
  • Совместная организация клубной деятельности.
  • Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии и видеолектория.
  • Поисковая работа в музее истории школы.
Заповеди Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.
Предполагаемый результатОсознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.


V.   Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.




 













Оцените наш сайт







  
Результаты
Оцените наш сайт
Отлично
130 (53,06%)
Хорошо
48 (19,59%)
Плохо
27 (11,02%)
Удовлетворительно
18 (7,35%)
Затрудняюсь ответить
13 (5,31%)



Всего наш сайт посетили
счетчик посещений